Государственный переворот: практическое пособие
Додано: 09 квітня 2018, 23:49
Эдвард Люттвак
«Выдвижение политических лозунгов государственного переворота кажется легким делом, хотя на самом деле эти лозунги придется тщательно продумать. Дабы удовлетворить [этими лозунгами] как можно больший общественный спектр. По такому поводу рекомендуется всячески избегать излишней конкретики. Мы не станем ассоциировать наш переворот с той или иной политической партией (чья политика известна) или же конкретной политической фракцией (чьи лидеры также известны). Наша политическая позиция будет просто выражать озабоченность судьбой страны, а по слоганам — отражать настроения общественности.
Остановимся на том, что в сложившихся местных традициях армии доверено хранить «истинный государственный дух» и даже интерпретировать «национальную идею». Вплоть до ее защиты от правительства, а если нужно - то и от народа. По таким формальным признакам государственный переворот еще не предполагает определенной политической ориентации. Победители обычно нарекают подобные перевороты «революциями», проигравшие – «путчами». Но это будет видно только потом, когда начнет проясняться новая политическая линия. Пока же будем настаивать ровно на том, что государство просто «освобождено».
По всем остальным сопутствующим вопросам в Британии модно говорить о «единении правительства с деловыми кругами». Не помешает при этом намекнуть (безотносительно того, правда это или нет), что переворот связан с видными общественными деятелями: владельцами газет, влиятельными бизнесменами или высшими менеджерами национализированных отраслей промышленности.
В Латинской Америке в качестве политического приложения модно рассуждать на тему «святого долга вооруженных сил», который требует их вмешательства для «исправления того беспорядка, который устроили гражданские политики» в целях достижения социального/национального прогресса да еще и с уважением к правам собственности и правам человека.
В азиатско-тихоокеанском регионе, где правительство само в большинстве случаев - продукт государственного переворота, мы скажем, что наша цель - восстановление «нормальной политической жизни». Если же какая-никакая политическая жизнь уже существует, будем настаивать на «необходимости полноправного восстановления демократии».
Во всех описанных случаях успокоительно подействует обещание «порядка и спокойствия». Поскольку «наконец-то будут восстановлены закон и порядок».
Далее стоит манипулировать национальными символами и подчеркивать безграничную веру в моральные ценности. Благотворно влияют ритуальные проклятия в адрес различных иностранных агентов влияния. Дабы отвести от себя подозрения, что переворот мог быть инспирирован при их участии.
В арабском мире новый режим наверняка объявит о своей вере в арабское единство и ислам. В некоторых случаях — в арабское единство и социализм. Не существенная разница. В Африке новый режим заявит о своей решимости бороться с расизмом. В Латинской Америке — о необходимости обеспечения социальной справедливости. При этом всегда будет прославляться героический народ страны X, да и сама славная страна X, которую так унизил прежний режим.
Да, переворот незаконен уже по своему определению. Но в большинстве стран «третьего мира» легитимность или нелегитимность правительства не имеет большого значения. К правительству относятся как к части природы. То есть как к тому, к чему надо приспосабливаться, а не к тому, что принято оспаривать. В таком случае для легитимизации произошедшего достаточно объявить переворот чрезвычайным вмешательством в конституцию для спасения страны от антинародного режима. Тогда одно беззаконие предстанет причиной другого, но мы заявим, что если незаконность прежнего режима была добровольной и постоянной, то наша — вынуждена и временна. Стоит только объявить о предстоящих выборах или референдуме.
Что же касается разнообразных прочих экстремистов, то «наши враги нам же и помогут». Дав им определенный простор для деятельности, мы получим в свое распоряжение сразу два побочных положительных эффекта: мы сумеем заручиться поддержкой тех сил, которые боятся их больше, чем нас; в дальнейшем мы сможем объявлять «врагами народа» кого угодно по собственному политическому выбору. Достаточно будет намекнуть на их связи с экстремистами. Игра получится достаточно сложной, но дискредитация политических противников явно того стоит.
Следующая проблема — признание нового режима иностранными государствами — потребует дополнительного рассмотрения. Это почти всегда чрезвычайно важно для тех стран «третьего мира», чьи финансовые ресурсы находятся главным образом за границей. Если большая часть находящихся в их распоряжении средств поступает в виде иностранных кредитов, инвестиций или грантов, а иностранцы выполняют жизненно важные административные, технические и иногда даже военные функции, поддержание хороших отношений с определенной страной-донором (или странами) может оказаться определяющим фактором для политического выживания после переворота.
Преждевременное признание новой власти сегодня стало рассматриваться практически как форма агрессии. По такому поводу стоит смиренно подождать. Ограничившись на начальном этапе пространным заявлением, что членство страны в союзах и группировках сохранится, международные соглашения и обязательства будут соблюдены, а легитимные интересы иностранных государств в данной стране — не нарушены. При соблюдении подобных правил международного приличия дальнейшее признание нелегитимных режимов происходит почти автоматически. Когда вопрос с течением времени теряет свою политическую остроту.
Теперь несколько заключительных слов о том, как неудачники государственных переворотов обычно принимаются размахивать знаменем партизанской войны. В реальности подобная стратегия редко когда приносит пользу собственному народу. По причине огромных и совершенно небоевых потерь. Если же борьба получает еще и совершенно затяжной характер, власти вынуждены переселять необъятные массы гражданского населения. Ценой громадных страданий и социальных разрушений. Вряд ли какой правящий режим становится в результате таких мер демократичнее и добрее. Как правило, он становится ближе к диктатуре. Не лучше становятся и сами партизаны. Если в результате дело доходит до очевидной победы той или другой стороны, устранение одних лиц с правящих позиций просто дает возможность другой клике занять их место.
«Выдвижение политических лозунгов государственного переворота кажется легким делом, хотя на самом деле эти лозунги придется тщательно продумать. Дабы удовлетворить [этими лозунгами] как можно больший общественный спектр. По такому поводу рекомендуется всячески избегать излишней конкретики. Мы не станем ассоциировать наш переворот с той или иной политической партией (чья политика известна) или же конкретной политической фракцией (чьи лидеры также известны). Наша политическая позиция будет просто выражать озабоченность судьбой страны, а по слоганам — отражать настроения общественности.
Остановимся на том, что в сложившихся местных традициях армии доверено хранить «истинный государственный дух» и даже интерпретировать «национальную идею». Вплоть до ее защиты от правительства, а если нужно - то и от народа. По таким формальным признакам государственный переворот еще не предполагает определенной политической ориентации. Победители обычно нарекают подобные перевороты «революциями», проигравшие – «путчами». Но это будет видно только потом, когда начнет проясняться новая политическая линия. Пока же будем настаивать ровно на том, что государство просто «освобождено».
По всем остальным сопутствующим вопросам в Британии модно говорить о «единении правительства с деловыми кругами». Не помешает при этом намекнуть (безотносительно того, правда это или нет), что переворот связан с видными общественными деятелями: владельцами газет, влиятельными бизнесменами или высшими менеджерами национализированных отраслей промышленности.
В Латинской Америке в качестве политического приложения модно рассуждать на тему «святого долга вооруженных сил», который требует их вмешательства для «исправления того беспорядка, который устроили гражданские политики» в целях достижения социального/национального прогресса да еще и с уважением к правам собственности и правам человека.
В азиатско-тихоокеанском регионе, где правительство само в большинстве случаев - продукт государственного переворота, мы скажем, что наша цель - восстановление «нормальной политической жизни». Если же какая-никакая политическая жизнь уже существует, будем настаивать на «необходимости полноправного восстановления демократии».
Во всех описанных случаях успокоительно подействует обещание «порядка и спокойствия». Поскольку «наконец-то будут восстановлены закон и порядок».
Далее стоит манипулировать национальными символами и подчеркивать безграничную веру в моральные ценности. Благотворно влияют ритуальные проклятия в адрес различных иностранных агентов влияния. Дабы отвести от себя подозрения, что переворот мог быть инспирирован при их участии.
В арабском мире новый режим наверняка объявит о своей вере в арабское единство и ислам. В некоторых случаях — в арабское единство и социализм. Не существенная разница. В Африке новый режим заявит о своей решимости бороться с расизмом. В Латинской Америке — о необходимости обеспечения социальной справедливости. При этом всегда будет прославляться героический народ страны X, да и сама славная страна X, которую так унизил прежний режим.
Да, переворот незаконен уже по своему определению. Но в большинстве стран «третьего мира» легитимность или нелегитимность правительства не имеет большого значения. К правительству относятся как к части природы. То есть как к тому, к чему надо приспосабливаться, а не к тому, что принято оспаривать. В таком случае для легитимизации произошедшего достаточно объявить переворот чрезвычайным вмешательством в конституцию для спасения страны от антинародного режима. Тогда одно беззаконие предстанет причиной другого, но мы заявим, что если незаконность прежнего режима была добровольной и постоянной, то наша — вынуждена и временна. Стоит только объявить о предстоящих выборах или референдуме.
Что же касается разнообразных прочих экстремистов, то «наши враги нам же и помогут». Дав им определенный простор для деятельности, мы получим в свое распоряжение сразу два побочных положительных эффекта: мы сумеем заручиться поддержкой тех сил, которые боятся их больше, чем нас; в дальнейшем мы сможем объявлять «врагами народа» кого угодно по собственному политическому выбору. Достаточно будет намекнуть на их связи с экстремистами. Игра получится достаточно сложной, но дискредитация политических противников явно того стоит.
Следующая проблема — признание нового режима иностранными государствами — потребует дополнительного рассмотрения. Это почти всегда чрезвычайно важно для тех стран «третьего мира», чьи финансовые ресурсы находятся главным образом за границей. Если большая часть находящихся в их распоряжении средств поступает в виде иностранных кредитов, инвестиций или грантов, а иностранцы выполняют жизненно важные административные, технические и иногда даже военные функции, поддержание хороших отношений с определенной страной-донором (или странами) может оказаться определяющим фактором для политического выживания после переворота.
Преждевременное признание новой власти сегодня стало рассматриваться практически как форма агрессии. По такому поводу стоит смиренно подождать. Ограничившись на начальном этапе пространным заявлением, что членство страны в союзах и группировках сохранится, международные соглашения и обязательства будут соблюдены, а легитимные интересы иностранных государств в данной стране — не нарушены. При соблюдении подобных правил международного приличия дальнейшее признание нелегитимных режимов происходит почти автоматически. Когда вопрос с течением времени теряет свою политическую остроту.
Теперь несколько заключительных слов о том, как неудачники государственных переворотов обычно принимаются размахивать знаменем партизанской войны. В реальности подобная стратегия редко когда приносит пользу собственному народу. По причине огромных и совершенно небоевых потерь. Если же борьба получает еще и совершенно затяжной характер, власти вынуждены переселять необъятные массы гражданского населения. Ценой громадных страданий и социальных разрушений. Вряд ли какой правящий режим становится в результате таких мер демократичнее и добрее. Как правило, он становится ближе к диктатуре. Не лучше становятся и сами партизаны. Если в результате дело доходит до очевидной победы той или другой стороны, устранение одних лиц с правящих позиций просто дает возможность другой клике занять их место.