«Взял навигационный журнал, тот, где описан наш переход в конце феараля-начале марта 2014. Ощутил сложные и смешанные чувства - какое-то смятение, прилив жара,
как-будто вернулся в те события.
Поймал на мысли, что писать будет труднее, чем тогда, когда рассказывал об этой истории у лееров на левом шкафуте во время перекура.
Наверное потому, что переживания тогдашнего командира и старпома теперь с расстояния более понятны.
Тогдая был всего лишь офицером одной из боевых частей Корабля,
и то, что казалось мне на первый взгляд простым и ясным,
сейчас имеет совсем иные очертания и цвета.
... Само прибывание в операциях с точки зрения поддержания связи с родными - было весьма сложным.
Джибути - на тот момент довольно отсталая страна,
не позволяла иметь качественный интернет.
Дорого, медленно, не много.
Общались втроем-вчетвером с одного модема через электронную почту.
Поэтому события, которые имели место на Майдане
воспринимали в основном со слов родных и близких,
что безусловно означало восприятие не самих событий,
а уже их мнения.
Официальные сообщения по линии связи содержали ограниченную информацию -
военные вне политики, они выполняют приказы.
Поэтому знать необходимо было то, что считалось старшими начальниками нужным для нас.
... 28 февраля мы прибыли на остров Крит, военно-морская база Суда-бэй,
преодолев с 1500 морских миль.
Это заняло несколько дней.
Поэтому о резком изменении обстановки в Крыму
мы узнали уже только на Крите.
Пока надыбал интернет и связались с домом - прилетел первый «информационный привет» от рашистов -
в сообщении в каком-то интернет издании сообщили,
что «Гетьман Сагайдачный»
поднял андреевский флаг ВМФ россии,
экипаж перешёл на сторону рф.
Для опровержения мы построились на палубе,
в обычном нашем строю,
фотографии с построения с Военно-Морским флагом Украины
и видами корабля на фоне критских гор
улетели в Украину.
Затем кто-то притащил скаченое из интернета видео с присягой Березовского.
В это было тяжело поверить -
казалось что это не он
или находится под действием каких-то наркотиков.
Мне кажется, что это был такой себе первый звоночек.
Появилось первое не явное разделение среди офицеров.
Потом все, кто встретил это событие спокойно -
или удрали в Крым, или уволились и восстановились на службе в ВМФ рф.
Как бы там ни было, в тот момент не было никаких явных предпосылок к изменению пункта назначения -
мы собирались в Севастополь.
Ближе к отходу с Крита командир вызвал штурмана и уточнил,
все ли карты на Чёрное море откорректированы.
К моменту отхода ситуация в Крыму была уже однозначная.
И мы, в принципе, понимали уже,
что возвращение может или задержаться, или закончится боем.
Тут был, по моему, второй звоночек - та же часть офицеров не испытывала особого подъёма духа.
Однако, всем перед выходом с Крита было сообщено о наших планах идти в Севастополь
и ожидаемое время прибытия.
Перед самым выходом командир, старпом и штурман корабля оказались одни в штурманской рубке и произошла прикидка маршрута.
Мы об этом узнали позже.
Пункт прибытия мог поменяться на Одессу.
Следов на карте не осталось, расчет остался в головах офицеров.
Переход морем обычно считается экономичной скоростью.
Для нас это 12-14 узлов.
Такая скорость была заложена и для перехода в Севастополь.
На этом рашисты и накололись -
думали, что мы не решительные
и будем экономить (до 2014 года - топливо для кораблей было на вес золота - выделяли немножко и только под отчётные учения с нгш или министром.
Так закрывали все курсовые задачи и задачи боевой деятельности, вообще все закрывали за 10 ходовых дней в году).
Россияне знали об этом, но прогадали.
Когда проходили Дарданеллы многие интересовались -
во сколько будем в Севастополе.
Понятное дело - появился долгожданный роуминг турецкой мобильной связи.
Ответ был непоколебим - 14.30 - 15.00 послезавтра.
Все Дарданеллы нас сопровождал ракетный катер ВМС Турции.
В Мраморном море его поменял фрегат.
В Босфор вошли по плану.
Как же приятно было видеть Государственный флаг Украины на мостах и набережной Стамбула,
людей которые нас приветствовали!
Там были и Крымско-татарские флаги.
В ютубе есть это видео.
Уже на последних участках Босфора, перед выходом,
стало известно, что Березовский выходил на связь.
Суть его распоряжений -
«я беру управление Сагайдачным, слушать мои команды, идти в Севастополь.!..»
Тенюх тогда уже был и.о. министра и в телефонном разговоре по спутниковому телефону утвердил предложение - идти на Одессу.
Расчет уже был и выйдя из территориальных вод Турции (уже темное время суток было) корабль плавно отклонился от назначенного прежде курса,
дали 27 узлов и пошли на Одессу.
Пока были рядом с побережьем Турции, конечно же большинство успело позвонить домой в Севастополь и передать,
что завтра вечером будут.
Те, кто стоял ходовую вахту
не сразу поняли происходящее.
Вахтенные офицеры всецело доверяли БЧ-1, и были уверены,
что курс такой как надо,
боевой информационный пост трудился над расхождением с идущими навстречу судами,
а механики... у них все равно ничего не видно,
а ещё в ПЕЖе спиной назад едут
Разница с ожидаемым появилась,
когда на РЛС появился остров Змеиный и газовые вышки -
этого быть не должно было,
если бы шли в Севастополь.
Подсобила и погода.
Около 06 утра мы подошли к территориальным водам Украины на восток от Черномоска
и вошли в полосу густейшего тумана.
В тумане становились на якорь на рейде Одессы -
в 08.30 05.03.2014.
Позже туман рассеялся и для большей части экипажа произошел сюрприз.
Тогда ещё никто и не мог подумать, что Одесса станет нашим новым домом...
Что до турецкого фрегата,
он сопровождал нас до момента нашего входа в наши терводы.
Тогда говорили в новостях,
что фрегат ВМС Турции -
наша защита от нападок рф.
Но через несколько лет нам повезло познакомится с офицерами с того фрегата.
Они рассказали нам, что задача была проконтролировать наш вход в подконтрольный порт,
и предпринять действия в случае нашего отклонения в сторону Севастополя.
Какие действия - они и сами не знали, им не доводили.
Но это уже совсем другая история...
Многие с того экипажа вернулись сушей в Крым. Если бы мы зашли в Севастополь - скорее всего «Сагайдачный» некому было бы отбить и вернуть ВМСУ и народу Украины.
Стоит отметить роль адмирала Андрея Андреевича Тарасова - думаем - он был главным генератором идей.
Мы всего лишь просчитали и успешно выполнили замысел.