Пришло время поговорить о том, какими налогами Советская власть облагала религиозные организации и/или их членов. Для того, что бы поставить все точки над Ё.
Нанем с первого документа, который регламентировал налоговые отношения межд Советской властью и служителями культа. Это совместное разъяснение Наркомюста и НКВД РСФСР от 19 июня 1923 года получившее название "Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства". В пункте 14 говорится:
"Вследствие отделения церкви от государства и приравнения церковных религиозных обществ к частным обществам, служители культа подлежат общим со всеми гражданами налогам (в том числе и подоходно - поимущественному), которые уплачивают по тем же ставкам и основаниям. От уплаты промышленного налога (патента) они освобождены".
Справедливости ради отметим, что в течение 1920-х годов на местах довольно вольно трактовали эту инструкцию зачастую облагая религиозников различными поборами. В итоге, для упорядочивания финансовых отношений между Советской властью и религией в начале 1930-х годов был принят ряд документов.
Среди них и директивы Наркомфина СССР (которые некоторые горячие головы почему-то называют секретными, хотя они были опубликованы в газете "Известия" №54 от 24 февраля 1931 года). В них, в частности, говорилось: "Религиозные общества, которым даны в бесплатное пользование молитвенные здания, уплачивают страховую премию, местный налог со строений и ренту за землю под этими зданиями с обслуживающими их незастроенными участками... Взимание с религиозных обществ каких-либо других налогов или сборов, кроме страховки, налога со строений и поземельной ренты, не допускается. В частности, религиозные общества не могут облагаться промысловым, подоходным и сельскохозяйственным налогами. Они не привлекаются также и к самообложению... При обложении хозяйства служителей культа подоходным налогом финорганам воспрещается повышать доходность этих хозяйств больше чем на 100 проц. против доходов, исчисленных в данном районе для трудовых хозяйств... Если служители культа привлекаются к самообложению, то размеры самообложения не должны превышать 100 проц. уплачиваемого ими сельхозналога или подоходного налога.
Впредь до пересмотра обложения молитвенных зданий и служителей культа в соответствии с настоящими директивами применение принудительных мер взыскания с них налоговых платежей должно быть приостановлено. Все изданные ранее распоряжения и разъяснения по обложению молитвенных зданий и служителей культа теряют свою силу."
29 августа 1945 года в свет вышло Постановление СНК СССР №2215 "О порядке обложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях", где наконец-то было дано разрешение Наркомфину облагать подоходным налогом "доходы монастырей от имеющихся у них сельскохозяйственных и других источников, а также доходы свечных заводов и других предприятий при епархиальных управлениях", но в тоже время освободили от уплаты военного налога монахов и монахинь, проживающих на территории монастырей и не имеющих личных доходов и от уплаты налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР черное православное духовенство и духовных лиц других вероисповеданий, обязанных безбрачием.
3 декабря 1946 года вышло еще одно Постановление, которое называлось "О порядке обложения налогами служителей религиозных культов", где детально расписывалось как и сколько должны платить попы и им подобные. Притом все в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года "О подоходном налоге с населения".
16 декабря 1958 года Совет Министров СССР издал Постановление "О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей", который задумывался как удар по благосостоянию богатевшей просто на глазах РПЦ. Но вышло все иначе - церковь богатела и дальше.
В дальнейшем налогообложение религиозных объединений и их служителей незначительно менялось то в сторону ужесточения, то в сторону смягчения, но принципиальных отличий не было. Поэтому можно остановиться на письме Минфина СССР от 26 февраля 1966 года №81 министерствам финансов союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, городским и районным финансовым отделам "О порядке обложения налогами граждан, получающих доходы от религиозных органов, а также предприятий этих органов".
Министерство финансов СССР обобщило ранее данные указания о порядке обложения налогами служителей религиозных культов и других лиц, получающих доходы от религиозных органов, а также предприятий этих органов, и сообщает следующее.
I. Обложение налогами граждан, имеющих доходы от религиозных органов и их предприятий
Порядок обложения налогами служителей религиозных культов и. других лиц, получающих доходы в религиозных органах (религиозные центры - патриархия, церковные, епархиальные и духовные управления и т. п., духовные учебные заведения, монастыри, религиозные общества и группы верующих), установлен решениями правительства СССР. В соответствии с этим и ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» при обложении налогами указанных граждан необходимо руководствоваться следующим:
1. Доходы служителей религиозных культов всех вероисповеданий (в том числе епископов, благочинных, пресвитеров, псаломщиков, муфтиев, казиев и т. п.), полученные от совершения религиозных обрядов и служб, от преподавательской деятельности в духовных учебных заведениях, от работы в религиозных центрах и других религиозных органах, а также от сдачи в наем помещений и от других неземледельческих занятий, подлежат обложению подоходным налогом с населения в порядке, предусмотренном статьей 19 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. об этом налоге.
2. Граждане, не являющиеся служителями религиозных культов, имеющие доходы от выполнения религиозных обрядов и служб, а также другие доходы от религиозных обществ, кроме доходов, облагаемых по статьям 5 и 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения», облагаются по этим доходам в порядке статьи 19 упомянутого указа по совокупности с другими доходами, облагаемыми в порядке этой статьи указа. За приусадебные участки указанные граждане облагаются в соответствующих случаях подоходным или сельскохозяйственным налогом на общих основаниях.
3. Работающие в религиозных органах по трудовым договорам, заключенным при участии профсоюзных организаций, уборщицы, сторожа, дворники и кочегары-истопники в связи с тем, что на них распространяется действующее законодательство о труде (постановление Президиума ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунального хозяйства от 21 августа 1962 г., протокол № 9), облагаются подоходным налогом в порядке, предусмотренном статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения», на одинаковых основаниях со всеми рабочими и служащими, если эти лица одновременно не являются членами исполнительных органов религиозных обществ либо уполномоченными групп верующих или не участвуют в выполнении религиозных обрядов и служб.
Указанные уборщицы, сторожа, дворники и кочегары-истопники подлежат обложению подоходным налогом по заработкам от работы в этих должностях и по случайным заработкам, облагаемым налогом по совокупности с основной заработной платой, на одинаковых основаниях с рабочими и служащими и в тех отдельных случаях, когда трудовые договоры с этими лицами заключены без участия профсоюзных органов. Одновременно финансовые органы обязаны сообщить о таких лицах соответствующим профсоюзным организациям Заработки, получаемые этими лицами от работы в религиозных органах по совместительству на других должностях, подлежат обложению подоходным налогом Е порядке статьи 19 указа об этом налоге.
Если же указанные лица являются членами исполнительных органов религиозных обществ либо уполномоченными групп верующих или участвуют в выполнении религиозных обрядов и состоят на профобслуживании, то по всем доходам, полученным от религиозных объединений, они должны быть обложены подоходным налогом в порядке статьи 19 указа об этом налоге. Одновременно финансовые органы обязаны сообщить о таких лицах соответствующим профсоюзным организациям для снятия таких лиц с профобслуживания.
4. Суммы, получаемые монахами от монастырей, а также стипендии и другие заработки слушателей духовных учебных заведений, получаемые от этих заведений, подлежат обложению подоходным налогом по ставкам, установленным статьей 5 указа об этом налоге.
5. Преподаватели духовных учебных заведений, не являющиеся служителями религиозных культов, подлежат обложению подоходным налогом по заработкам от преподавательской деятельности в этих заведениях на одинаковых основаниях с гражданами, занимающимися частной преподавательской деятельностью, то есть по статье 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения».
6. Обложение подоходным налогом заработков, полученных художниками за выполнение для религиозных органов (и их предприятий) работ по реставрации церковной живописи, должно производиться в порядке статьи 18 Указа об этом налоге.
В таком же порядке подлежат обложению подоходным налогом художники, занимающиеся по договорам с религиозными органами написанием новых произведений живописи, а также иконописью.
Художники, выполняющие для религиозных органов другие работы (например, малярные работы), облагаются подоходным налогом по статье 19 указа об этом налоге.
7. По доходам от сельского хозяйства как в городской, так и в сельской местности служители религиозных культов подлежат обложению подоходным налогом на одинаковых основаниях с гражданами, имеющими доходы не от работы по найму, независимо от того, получают они доходы от религиозных органов или нет.
Колхозники, рабочие и служащие, являющиеся одновременно служителями религиозных культов, по не имеющие доходов от выполнения религиозных обрядов и служб, к уплате подоходного налога за земельные участки в сельских местностях не привлекаются, а утачивают сельскохозяйственный налог в порядке, остановленном Законом о сельхозналоге.
8. Лица, у которых общий доход от религиозных органов (кроме облагаемого в порядке ст. 5 указа) и от других источников не от работы по найму не превышает установленного законодательством необлагаемого минимума (у инвалидов 1 и 2 групп и лиц, получающих от государства пенсию по старости за выслугу лет или по случаю потери кормильца - 300 рублей в год, у остальных граждан - 60 рублей в год), к обложению подоходным налогом не привлекаются.
Также не подлежат обложению подоходным налогом члены исполнительных органов религиозных обществ, уполномоченные групп верующих, регенты, певчие и другие граждане-мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше - по доходам, учитываемым финорганами, полученным от религиозных органов по месту нахождения своего сельского хозяйства в сельских местностях, если хозяйства этих граждан освобождаются от уплаты сельскохозяйственного налога.
9. Для определения облагаемого дохода учитываются все суммы, полученные за выполнение религиозных обрядов и служб, независимо от того, получены ли эти суммы от религиозных органов или непосредственно от верующих. В облагаемый доход включаются также всякого рода пособия и пенсии из касс религиозных органов, суммы, выдаваемые в виде наградных, на оплату коммунальных услуг и жилой площади, стоимость вещевых подарков, содержания личного обслуживающего персонала, бесплатно предоставляемого служителю культа, и т. п.
Не подлежит обложению подоходным налогом пособие на лечение, выдаваемое религиозными органами первый раз в данном году, в сумме, не превышающей месячного дохода, а для лиц старше 60 лет - двухмесячного дохода, определяемого на день выдачи пособия. Если сумма пособия превышает указанные размеры, то разница облагается налогом на общих основаниях.
Суммы пособий, выданных дополнительно, подлежат обложению налогом, хотя бы общая сумма всех выданных пособий не превышала указанных выше размеров.
Не подлежат обложению подоходным налогом подотчетные суммы (на расходы по служебным разъездам и командировкам, по переезду на новое место работы, канцелярские, почтово-телеграфные и тому подобные служебные расходы), выдаваемые религиозными органами.
Выданные религиозными органами подотчетные суммы, в которых подотчетное лицо не отчиталось, равно как и суммы, выданные в виде ссуд, также не подлежат включению в состав дохода, облагаемого подоходным налогом. Если при проведении проверки дохода служителей культа будут выявлены указанные суммы, финансовые органы обязаны сообщить об этом уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР.
Освобождаются от обложения подоходным налогом также пенсии, выплачиваемые религиозными органами служителям культов, если они не имеют доходов от выполнения религиозных обрядов и служб или других доходов от религиозных органов, и пенсии, выплачиваемые нетрудоспособным членам семей служителей культов по случаю смерти кормильца.
Если служители культа, получая пенсии, одновременно имеют доходы от выполнения религиозных обрядов и служб или другие доходы от религиозных органов, сумма пенсии облагается подоходным налогом по совокупности с другими доходами.
У служителей культов, получающих от религиозных органов за выполнение религиозных обрядов и служб постоянное ежемесячное содержание, если они не имеют других доходов от выполнения религиозных обрядов и служб, облагаемый доход определяется в сумме получаемого ими постоянного содержания.
В тех случаях, когда служители культов и другие граждане за выполнение религиозных обрядов и служб получают от граждан натуральную оплату, облагаемый доход определяется в размере существующей в данном приходе средней денежной платы за выполнение отдельных обрядов и служб. При этом случайные приношения верующих продуктами, не являющиеся платой за выполнение обрядов и служб, при определении облагаемого дохода не учитываются и налогом не облагаются.
При предоставлении служителям культов бесплатных квартир, а также оплате за них религиозными органами коммунальных услуг в облагаемый доход должна исключаться стоимость квартирной платы и коммунальных услуг, определяемая исходя из существующих в данной местности ставок, установленных исполкомами местных Советов депутатов трудящихся. Стоимость содержания бесплатно предоставляемого обслуживающего персонала определяется исходя .из суммы заработной платы, выплачиваемой этому персоналу религиозными органами.
10. Сведения о суммах полученного дохода (как в натуральной, так и денежной форме) за выполнение религиозных обрядов и служб, а также о доходе, полученном от других источников, служители культов показывают в подаваемых финорганами заявлениях (декларациях) о доходе.
Заявления служителей религиозных культов об их доходах проверяются по данным записей в книгах, которые ведут причты и исполнительные органы религиозных объединений, о количестве совершенных обрядов и служб и о размерах полученного вознаграждения.
Для проверки дохода служителей культов могут быть использованы сведения членов исполнительных органов религиозных обществ и групп, а также других граждан. Однако, в случаях расхождений в их сведениях с данными служителя культа, необходимо обязательно выяснить причины расхождений с самим служителем культа путем составления соответствующего акта. Запрещается в какой бы то ни было форме выяснять необходимые сведения у служителей культов, верующих и других лиц во время молитвенных собраний, исполнения религиозных обрядов и служб.
11. Инспектора госдоходов, с разрешения в каждом отдельном случае заведующего рай (гор) финотделом, могут проверять приходо-расходные книги и другие документы в религиозных органах в целях выяснения сведений, необходимых для правильного определения облагаемого дохода - служителей культов и других лиц, для установления правильности взимания, полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм налогов, своевременности представления сведений о выплатах, произведенных отдельным гражданам за работы, за купленные у них изделия, оказанные услуги и т. п., а также для выявления сведений о всякого рода выплатах служителям религиозных культов.
12. Служители религиозных культов, а также другие лица, получающие доходы от религиозных органов, подлежат обложению налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР на общих основаниях.
Монахи и монахини православных монастырей и монастырей других вероисповеданий, обязанные обетом безбрачия, в том числе черное православное духовенство, а равно духовные лица других вероисповеданий, обязанные обетом безбрачия, освобождаются от обложения налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР.
13. Служители религиозных культов, проживающие в сельских местностях, привлекаются в соответствующих случаях к уплате налога со строений и земельной ренты. В сельских местностях и дачных поселках служители религиозных культов привлекаются к участию в самообложении сельского населения в размере не свыше 15 рублей.
В городских местностях служители религиозных культов, имеющие соответствующие транспортные средства и скот, привлекаются к уплате сборов с владельцев транспортных средств и скота.
II. Обложение налогами предприятий религиозных органов и монастырей
При обложении налогами предприятий религиозных органов и монастырей необходимо руководствоваться следующим:
1. Доходы свечных и всякого рода других предприятий при епархиальных управлениях и других религиозных органах, а также при монастырях подлежат обложению подоходным налогом в порядке, предусмотренном статьей 19 указа об этом налоге. Доходы религиозных обществ, групп верующих и монастырских церквей от выпечки просфор, от продажи верующим предметов религиозного культа и свечей, приобретенных в других религиозных организациях и предприятиях, налогом не облагаются.
2. Валовой доход предприятий по выработке свечей (в т. ч. обливных) и других предметов религиозного культа определяется по данным бухгалтерского учета предприятий о количестве реализованных свечей и других изделий и ценах, по которым они реализованы. При этом доходы свечных мастерских определяются исходя из отпускной цены не ниже 20 рублен за килограмм свечей При наличии предприятий непосредственно у исполнительных органов религиозных обществ и монастырей валовой доход от продажи их изделий в данном религиозном органе определяется исходя из цен, по которым изделия отпускаются верующим.
3. Для определения облагаемого дохода свечных и других предприятий из валового дохода должны быть исключены расходы на приобретение сырья и материалов, необходимых для производственной деятельности, на наем и содержание специальных производственных помещений, текущий ремонт оборудования и инвентаря, а также другие производственные затраты (заработная плата рабочим и персоналу, непосредственно обслуживающему предприятие, транспортные расходы и т. п.). На себестоимость продукции принимается и стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
В случаях, когда для изготовления свечей используются свечные огарки, стоимость одного килограмма этих огарков при включении в производственные расходы не должна превышать стоимости одного килограмма сырья, применяемого при изготовлении свечей.
4. Не подлежат исключению из валового дохода следующие расходы:
сумма (стоимость) премий, наград и пособий, выдаваемых личному составу предприятия;
заработная плата, выплачиваемая предприятием работникам, в обязанности которых одновременно входит выполнение работ, не связанных с деятельностью данного предприятия. Например, машинистка свечной мастерской обслуживает одновременно епархиальное управление, а зарплату выплачивает ей только мастерская. Сумма зарплаты в этом случае не исключается из облагаемого дохода мастерской. Если машинистка получает зарплату от свечной мастерской и зарплату от епархиального управления за работу по совместительству, то сумма, выплачиваемая мастерской, исключается из состава облагаемого дохода;
на приобретение и капитальный ремонт строений, оборудования и инвентаря;
на приобретение спецодежды, кроме выдаваемой рабочим, подлежащим профобслуживанию;
на уплату налоговых и страховых платежей и штрафов;
на другие расходы, не связанные с производственной деятельностью.
5. Сумма затрат на сырье и материалы, на наем и содержание специальных производственных помещений, текущий ремонт оборудования и инвентаря, на перевозку сырья, материалов и готовой продукции определяется на основании документов, оформленных в установленном порядке, предъявляемых предприятиями. При этом стоимость сырья и материалов определяется по ценам не выше государственных розничных цен.
6. Предприятия при епархиальных управлениях и других религиозных органах должны перед началом своей деятельности и ежегодно перед началом года получать в местном районном (городском) финансовом отделе регистрационные удостоверения на имя лица, специально уполномоченного на это соответствующим религиозным органом.
Выдача регистрационных удостоверений допускается только при наличии разрешения местного уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР.
7. За земельные участки, находящиеся в пользовании монастырей, взимается подоходный налог с населения по специальным ставкам сельскохозяйственного налога, установленным постановлением Совета Министров союзной республики.
8. За строения поземельные участки, переданные в бесплатное пользование религиозным органам (в том числе монастырям), взимаются налог со строений и земельная рента. При этом взимание налога со строений и земельной ренты за церковные здания и обслуживающие их земельные участки допускается лишь с религиозных обществ и монастырей, которые по спискам, имеющимся у местных уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР, отнесены к числу, действующих.
В целях обеспечения своевременного и правильного обложения налогами религиозных органов и их предприятий, а также лиц, получающих доходы от этих органов и предприятий, Министерство финансов СССР предлагает:
I. Заведующим районными (городскими) финансовыми отделами:
возложить работу по исчислению и взиманию налогов и сборов с указанных в настоящем письме плательщиков на тех инспекторов, которые достаточно хорошо подготовлены для этой работы;
обеспечить строгое соблюдение налогового законодательства и указаний, изложенных в настоящем письме, при исчислении и взимании налогов и сборов со служителей религиозных культов и других лиц, а также религиозных органов и их предприятий.
II. Министерствам финансов союзных и автономных республик, краевым, областным и городским (городов – столиц союзных республик) финансовым отделам:
осуществлять систематический контроль за правильностью и полнотой учета доходов, полученных гражданами в религиозных органах и подлежащих обложению подоходным залогом, а также за полнотой и правильностью учета других объектов обложения, налогами и сборами в соответствии с настоящим письмом; периодически собирать инспекторов госдоходов, исчисляющих налоги со служителей религиозных культов, в областных финансовых отделах, а в союзных республиках, где пет областного деления, - в министерствах финансов для проведения семинаров и обмена опытом работы;
поддерживать постоянную связь с местными уполномоченными Совета по делам религий при Совете Министров СССР, систематически получать у них необходимые для исчисления налогов сведения о служителях культов (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) и сообщать эти сведения рай (гор) финотделам для проверки и привлечения соответствующих лиц к обложению налогами.
В общем ничего сверхжестокого и тяжкого, как бы этого не хотели ретивые обвинители Советской власти.